Tifaso.narod2.ru

Сайт радиолюбителя

Меню сайта

  Поиск по сайту
Мои сайты
  Ремонт садовых фонариков на солнечных батареях

Садовые фонари на солнечных батареях есть у многих, но, к сожалению, их качество оставляет желать лучшего. Многие фонари ломаются  уже после первого летнего сезона. Не все люди, конечно, занимаются их ремонтом. Отказываются их ремонтировать по разным причинам (дорого ремонтировать, дешёвые фонари и т.п.). Но, лично моё мнение, эти фонари должны использоваться многократно. Я не считаю их одноразовыми.

Схема заводского фонаря на солнечной батарее:

Если есть возможность отремонтировать оригинальную схему, то лучше конечно так и поступить. Сейчас мы рассмотрим все неполадки и как их устранить.

Какие поломки бывают у фонарей и как их устранять?

У данных фонариков бывает несколько разновидностей поломок и почти все неисправности легко устраняются.

Очень распространённая неполадка - это вышедший из строя аккумулятор. Это, конечно, самое простое. Его легко заменить  - в магазине можно запросто подобрать новый аккумулятор на замену. Тут я не рекомендую устанавливать аккумуляторы типа таблетки, этого надолго не хватит. Есть фонарики, где уже с завода идут такие аккумуляторы, их лучше сразу менять. Аккумулятор нужно брать на 1.2v компактных размеров (чтобы помещался в корпусе).

Другая более редкая неисправность, которая может проявиться - светодиод. Он может сгореть или также могут отгнить его вывода от сырости, так как в эти фонари часто попадает дождевая вода. Светодиод тоже несложно заменить на новый. Для этого в магазине нужно приобрести светодиод на 2v можно, также на 3v потому как на  2v есть не везде и не всегда. Но на 2v гораздо лучше, так как будет меньше садиться аккумулятор. Можно также брать цветные светодиоды. При установке светодиода, главное соблюдать полярность. Смотрите, какая была полярность на ранее установленном светодиоде, и поставьте точно такую же.

Ещё одна частая поломка - микросхема YX8018 или YX801. Они сгорают или в них отгнивают контакты. Заменить данные микросхемы можно, только если заказать их по интернету. Но кому оно надо? Так как в наших магазинах таких микросхем нет даже под заказ, есть более доступный вариант замены, но при этом варианте вся схема фонаря меняется глобально. О том как это сделать пойдет речь ниже.

Также может выйти из строя кнопка (выключатель), если она есть в вашем фонаре. Для ремонта можно, конечно, убрать кнопку совсем, но я не рекомендую этого делать. Лучше купить в магазине мелкую кнопочку с фиксацией, так называемый «микрик», и заменить им неисправную кнопку. На тех фонарях, где отсутствует кнопка, я рекомендую всё же её установить. Куда её подключить? Для этого перерезаем плюсовой провод, идущий от аккумулятора, и подпаивает концы провода к кнопке.

Ещё одна очень редкая поломка фонаря: может проявиться неисправность солнечной батареи, и тут уже, к большому сожалению, в большинстве случаев ремонту фонарь не поддаётся. Но не стоит выкидывать его! Вдруг вам понадобятся запчасти для ремонта других похожих фонарей? Например, если сломается корпус или перегорит светодиод.

Но всё же можно попытаться восстановить и солнечную панель. Тут уже как повезёт, если контакты на панели пострадали не сильно. То можно спокойно припаять новые проводки. Если всё же контактные площадки оторвались тут уже чуть сложнее нужно рядом немного почистить и впаять проводки рядом, но в такой ситуации часть панели может повредиться. После чего нужно обязательно проверить мультиметром напряжение, которое выдаёт солнечная панель должно быть 2 – 3v, но как показывает практика для подзарядки аккумулятора достаточно и 1.5v.

Осторожно! Солнечные панели очень хрупкие! Любые работы с ними могут быть травмоопасны, так как солнечная панель имеет стеклянное основание.

Не стоит сильно нагревать солнечную панель при пайке. При сильном нагреве солнечная панель разрушается, так как эта панель состоит из мельчайших кристаллов, нанесённых на тончайшую плёнку и на стеклянное основание. И при сильном нагреве эти кристаллы просто выгорают.

После ремонта обязательно протестируйте фонарь, и посмотрите как он ведёт себя в разное время суток.

Комплексный ремонт садового фонаря

Выше мы рассмотрели точечный ремонт фонаря, то есть замену только одной или двух деталей. Теперь же речь пойдёт о комплексном ремонте фонаря. Здесь будет меняться всё, что только есть в фонаре, а также улучшаться герметичность корпуса.

Вот что нам пригодится для ремонта одного фонаря:

Инструменты:

Материалы:

Паяльник

Канифоль

Мультиметр

Олово

Олово отсос

Термоклей

Термопистолет

Монтажная плата 1шт.

Третья рука (держатель плат)

Ферритовое кольцо 1шт.

Плоскогубцы

Провод намоточный 0.3мм. или 0.5мм. либо 0.75мм. (3 - 4 метра)

Бокорезы

Резистор 1КОМ 1шт.

Отвертки

Резистор 22КОМ 1шт.

Пинцет

Транзистор 2N4401 2шт.

Пилка по металлу

Диод 1N4004 1шт.

Напильник

Аккумулятор 1.2v 1шт.

 

Светодиод 2v или 3v 1шт.

 

Хорошие тоненькие проводки

Ферритовое кольцо нужно подбирать таким образом, чтобы на него можно было намотать весь провод 2 полукольца по 35 витков - это максимально допустимое значение. Вообще должно быть от 20 до 35 витков. Также, нужно учитывать размеры корпуса фонаря, чтобы всё поместилось внутрь и закрылось.

Вполне подойдёт вот такое небольшое колечко:

Провод для намотки катушки трансформатора можно брать диаметром 0.3мм или на 0.5мм также подойдёт и 0.75мм. Рекомендую использовать провод диаметром 0.5мм. Так же я мотал и проводом 0.75мм. всё тоже работало, а вот с более тонкими проводами получается не очень надёжно.

Ремонт фонаря таким методом можно проводить практически в любом его состоянии. К примеру, я делал два своих фонаря по данной технологии и в начале работ у меня были только корпуса и солнечные батарейки, которые уже отклеились от корпусов.

Первым делом, приступая к монтажу новой схемы фонаря, нужно вырезать пилкой по металлу монтажные платки под размер фонарей, сделав разметку по корпусу. Далее сразу обработать резаные края напильником.

Затем берем солнечные батареи и припаиваем к ним новые хорошие проводки разного цвета, чтобы различать плюс и минус (это, как правило, подписано на самой панели, но бывает, что надписей нет, тогда проверяем мультиметром). После чего приклеиваем термоклеем к корпусу. И что еще важно: нужно залить термоклеем отверстия для проводов к солнечной батарее после установки солнечной батареи на место. Это необходимо для хорошего крепежа провода, а также это создаёт герметичность корпуса для защиты от дождей.

Дальше мотаем катушку на ферритовом кольце.

Фото из интернета, на нём хорошо видно как нужно наматывать провод на катушку.

Мотаются катушки так, отрезаем 2 куска провода по 130 см. в моём случае диаметром 0.5 мм. Можно, конечно, и метровые куски, но лучше сделать с запасом. И наматываем на кольцо сперва один кусок провода по часовой стрелке до половины кольца, а затем второй кусок провода против часовой на оставшуюся половину кольца. В итоге каждый кусок провода у меня имеет по 34 витка проводом 0.5 мм.

Далее собираем на монтажной платке все компоненты (радиодетали) по ниже приведенной схеме:

В итоге у нас должно получиться, нечто подобное:

Компоненты лучше располагать лёжа так меньше места занимает и нужно проектировать схему таким образом, чтобы потом  можно было вложить аккумулятор и кнопку. Так как всё это имеет свои габариты (размеры).

Дальше согласно этой схеме подключаем солнечную панель, аккумулятор, светодиод, кнопку и проверяем работу этой системы.

После того как мы убедились, что всё работает правильно, собираем всё это в корпус и закручиваем крышку.

После этого нужно ещё раз всё проверить и убедиться в исправности фонаря.

Как видим, у меня всё работает. Оба фонаря включены и светятся.

Сайты по радиоэлектронике

© 2018 Все права защищены Tifaso